Skip to content

Некоторые мысли о сути творчества и «тёмного» (dark ambient)

Январь 5, 2013

«Writing about music is like dancing about architecture – it’s really a stupid thing to want to do.» — Elvis Costello —  всегда странным казалось это утверждение… Смотря какая архитектура… какая музыка… А уж к критике и искусствознанию это вообще никак не относится… И потом: как, что говорить/танцевать, — это уже имеет стык с творчеством, то есть с самими «музыкой» и «архитектурой», не стык, а родство в области «подхода к теме»…

О течении в современной, нередко преимущественно компьютерной, музыке под названием дарк эмбиент…

Его породили западные проекты, достаточно назвать такое имя как Lustmord, а впрочем, наши не отставали,  и некоторые отечественные проекты дали фору западникам по той части, что выделяет русское из всего остального и определяется таким замечательным словом как самобытность.  Исконно русским духом рождены «Шесть Мёртвых Болгар», уже в  1990-е, не заботясь о славе, создавшие ряд вещей, исполненных чуткого видения дарковости как таковой (переведем же это слово, наконец, и обозначим: о темной стороне реального и действительного глаголет сия музыка, а в случае ШМБ – изрядно приправленная острым русским перцем). Этого «перца» из скобок так не хватает всем иным проектам, и умолчу ли об оккультных – ибо эта болезнь рассмотрения реального и действительного из напичканного оккультизмом мозга  проникла как язва на территорию дарка, призвав его воспевать самого себя. Особенно тут старается молодежь, находя в оккультной «широте кругозора» романтическое пристанище своим вроде бы чистым стремлениям быть в особенном курсе дел по части духовного… Но у них есть предтечи постарше, но ладно с ними со всеми – неинтересно. Неинтересен сам подход – подбор звуковых компонентов по  принципу саундтреков к ужасным фильмам. Упомянутый Lustmord недаром, конечно, озвучил уже более 40 фильмов, но и авторитет у него — олдскула. Ньюскулы, к сожалению, образуют полчища… — это страдательное явление, потому что замешано если не на психологии личных переживаний дарка-внутри-себя, то на претензии назваться композитором и эдаким груздем влезть в кузов этого почетного наименования, не брезгуя ложью своей позиции. Забавна, но печальна и звуко-, и графомания***. Дело в симуляции, в подражании… Попробую разобраться… Симуляция – стремление сравнять использование сугубо компьютерных технических средств с тем звучанием,  что достигается у мэтров подчас сложнейшими манипуляциями со звуковой аппаратурой, не говоря о ранге внутренней культуры. А последний, если он имеется как наличие таланта и природного, и усугубленного мировоззренчески, и из компьютерной музыки извлечет ту интонацию, что никогда не позволит спутать младенческие потуги «казаться» с тем «быть», что, в частности, отличает упомянутый проект «Шесть Мёртвых Болгар» или великолепно щедрые «Шумы России»…

Говорить о музыке, танцевать об архитектуре… Подразумевается и музыка, и архитектура такими, что и без слов, и без танцев повергают их воспринимающего в трепет некий молчаливого соучастия. Трепет этот не непременно совеличественный, но и противоположный,  сострадательный… Это и есть то единение, родство из первого абзаца нашего повествования, наш молчаливый танец и танцующее молчание.  Все остальное, другое имеет право быть не глупым, лишь обладая такой точкой отсчета в этом мире, который кто сказал, что совершенен…

В одном из интервью с Brian Williams (Ластморд) звучит красноречивое  слово:  ambienttrance…  Так вот, весь этот даркэмбиент, в том числе отечественный, по преимуществу такой. Молодые исполнители, недавней выпечкой не смущаясь, вгоняют себя в транс по поводу важности своих поделок — «тёмных атмосфер»!, в трансе пребывают соответственные слушатели, рука руку моет, но это все ерунда… Это все потому, что интернет позволяет вместить в себя все одновременно***. А еще потому, что (удивляюсь) люди действительно разные. Разные иногда настолько, что когда расходятся в разные стороны – то как будто умирают.

***да, на это не надо обращать внимания, в интернет сливается все, что прежде называлось «хобби» или «homemade», держалось в дневниках и на кухнях, и я тут «размышляю вслух» точно так же. А значит, следующая запись должна быть иной по форме, приближенной к эссе или критической заметке, строго научный подход:).

Реклама

From → Страницы

4 комментария
  1. да, разные… «Эссе», «критические заметки»… — разбежалась. «Люди, вдохновляющие меня» отсутствуют в цЫфровых программах интернета. Зачем же мне нарушать их целомудрие? Тут хватит без меня девчушек.

  2. «Из стихотворения «Silentium!» («Силенциум!» — «Молчи!», 1831) Федора Ивановича Тютчева (1803-1873):
    …Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь,
    Взрывая, возмутишь ключи, —
    Питайся ими — и молчи…
    Написано на тему стихотворения «Молчи» немецкого поэта, участника революции 1848 г. в Германии Л. Пфау (1821-1894).
    Цитируется: как совет внимательно относиться к слову — далеко не всякая высказанная мысль понимается другим человеком адекватно, правильно.»

    • Гржим Грумайло permalink

      от это верно 🙂
      но мне нравится ваши мысли,пишите! 🙂 иначе «хам» напишет (знаете поговрку про «грядущего хама» ? 🙂

  3. К теме «темного» — замечательный обширный блог darkroomrituals — independent blog about postindustrial culture http://darkroomrituals.wordpress.com/2012/07/ —- с хорошими, спокойными, умными, беспристрастными текстами

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: