Skip to content

Сказал «а», говори «б» (без имен), а также: «Звезды могут пугать»

Январь 16, 2013

I.

— в продолжение мысли о явлении darkambient в пространстве постиндустриальной музыки. Как уже было сказано (?- по крайней мере, за кадром)), дарк/эмб. возник во многом благодаря литературе – темной литературе темных писателей, философов и поэтов (их ряд поддается словесному описанию, но кому надо, тот может спросить, либо сам его выстроить – цепочка легко выстраивается, стоит только потянуть за ниточку), основные идеи которых почерпнуты из гностико-эзотерических, герметических, каббалистических, астрологических, магических  и прочих оккультных  документов/писаний далекого прошлого,  реставрируемых  и домысливаемых данным рядом мыслителей и убежденных подвижников своего дела. Тайна притягательна (потому шла речь и о молодежи, наиболее активно открытой части человечества на предмет взыскания тайн)). 

Следующая разновидность дарксцены осваивает отрасль  представлений о (древних) темных культах и их ритуалах, это – Ritual и Tribal. Как тематика в музыке, они исключительно интересное явление, уходящее ближайшими корнями в символизм конца XIX века, в ницшеанские поэтические прозрения темных инстанций метакультуры и «откровения» других  темных пророков ХХ века, возрождавших на новом временном витке эзотерические  идеи и практики так называемых древних знаний (без которых планета Земля вполне перспективно могла бы оправдать свое существование, но что делать, есть иные пророчества о сущности ее предназначения).

Чего только не знает сегодняшний компьютерный человек!  А если он «копает вглубь», то интернет легко предоставит ему информацию  космических масштабов, и он исполнит музыку о чем угодно, а идея  Ritual /Tribal откроет ему и нам, слушателям, невероятно обширные глубины древних миров с их оргиастически-пантеистическими взираниями на все, что в них происходило. Язычник, казалось бы, тоже таков, но объемля широту Природы, он потенциально свеж для восприятия идеи Бога (проекты язычников чисты, не имеют многозначительного «камня за пазухой» «тайных знаний»). Неоязычник другой – обогащенный оккультной верой в своё могущество. Ritual / Tribal исповедуется музыкантами true именно в последней позиции, и как же удивляет наивного слушателя вроде меня обнаруживаемая стыковка некоторых таких проектов с общим течением, называемым вполне открыто сатанизмом, — пусть единично, но характерно, т.к. приоткрывает завесу всей практически дарксцены как таковой. Имена, назовите имена – да пожалуйста)) – просто это будет смешно, ведь многие названные будут самые обыкновенные люди, живущие самой обыкновенной интернетно-книжно-музыкальной жизнью.  Всего лишь – без царя в голове. Или так: вместо «царя» — кодекс вполне определенной начитанности/междуговорения на общие темы. А истина между тем одна, и она гласит простое:  «Вот Бог, а вот порог». – И тут «все разошлись по домам». Но в жизни не так. Тем более в современной музыке, которая не знает берегов и даже, может быть, управляет своими создателями. За исключениями true с его очевидной заданностью на стагнацию. Только здесь проявляет себя поговорка – по какую сторону баррикад ты true, маленький творец своего художественного мира, влияющего на тусовочное вокруг тебя образование?

II.

“a home for sound monsters”

Любопытный проект… – «Звезды могут (на)пугать» (? – «Stars Can Frighten») – в переводе на русский. http://starscanfrighten.wordpress.com/releases/  Затравка: Pink Floyd – Astronomy Domine? animation by Vince Collins “Malice In Wonderland”? 

Интересно развитие – кто там будет еще? Обновления обещаны нечасто. Завязка – на треке автора, предполагающего его как темную психоделию и, может быть, отчасти иронично именующего свое направление как «доморощенный авангард». За это словосочетанье хотелось бы ухватиться и развить.

«Авангард» – нечто бегущее впереди, не озирающееся ни по сторонам, ни, тем более, назад; для меня слово «авангард» в искусстве прежде всего ассоциируется с отечественным началом ХХ века (а раньше его и не было)), когда молодые, смешливые, но очень серьезные художники (Ларионов, Бурлюк, Чекрыгин, Маяковский, Каменский, многие другие) «всё бросили» и окунулись только в то, что им было интересно, а было им интересно всё, что не классика, – низовое искусство вывески и скоморошества, игра с языком литературным и изобразительным, скоропалительные отзывы на обнаруженные древние культуры (Матвейс – африканские и острова Пасхи скульптуры), в том числе отечественную (лучизм Ларионова как отголосок слышанного «чего-то где-то» об исихазме с одновременным краем уха слышанным чем-то научным, связанным с преломлением света; его же и его соратников увлечение русским лубком и пропаганда отечественных корней авангарда). Чекрыгин был подмастерьем Киевской Лавры, «всё бросил», увлекшись доморощенной философией Н.Федорова, уехал в Москву, чтобы там быстро и гениально прожить отмеренное ему время, почти не создав ни одного большого произведения, но множество зато эскизов на тему идеи Федорова о всеобщем воскрешении. Соблазнил Редько, тоже ученика Лавры, – и тот уже вошел в советское искусство, обольщенный всеобщей, наружу Советами вынутой, электрификацией и общей для первых советских художников гонкой приоритетов: кто круче явит новое искусство и застолбит им место двигателя прогресса…

Искусство не двигатель, оно по-прежнему улавливатель\отражатель, в нём живут люди особенные, которые не могут не заниматься этим самым искусством. Его такое всё можно назвать «доморощенным»… Разве что отдельные художники, обладая, видимо, сугубо человеческим качеством воли к власти (Малевич – яркая фигура в те времена, а ныне – сознательные активисты-актуальщики) держат руку на общественно-государственном пульсе. Но напрасны их потуги… Льют воду на мельницу «революционного», а всякая революция – это прежде всего разрушение (другое дело – «движение сопротивления» – вот это я понимаю…)). Человек творчества, находясь в потоке своего времени, исполняет свою миссию – никем, вроде, не заданную, но ощущаемую непременно как волю к творчеству.

Еще тут кстати вспоминается схема Б.Ино с множеством, лишенным иерархии: таково в целом искусство уже 21 века. С неоязыческой пропагандой: каждый сам себе бог. Авангард задает бег по горизонтали, по широте мира, в которую как в бездну падают откровения его расширительных возможностей. Ризома: мир не имеет структуры вообще. Но все равно, даже если это так, слово «миссия» – некое двигательное начало творчества – оставляет тут просвет для понимания, что человек таким образом проживает свою жизнь, в которой есть не только горизонталь, но и вертикаль, не наблюдаемая в размышлениях Б.Ино…

Возвращаясь к «источнику вдохновения», к звёздам, которые пугают, я стала бы искать и источник этого желания – создавать произведения устрашающие, soundmonsters. Напугать может неведомое, необозримое, не поддающееся определениям и ускользающее от них, неслыханное-невиданное, угрожающее, унижающе\уничтожающее, мешающее осуществлению «доброго\разумного\вечного» как все-таки цели, надо полагать, человеческого существования . Конкретные страхи, ужасы, недоумения и недоразумения. Столкновение с абсурдом, страданием, несправедливостью, болью. Человек современный, в общем-то, ничего не боится и даже, может быть, не ищет – достаточно войти в интернет и ощутить «могучее дыхание» возможностей найти ответы на все вопросы… К тому же и постмодернизм научил уже не видеть нигде ни в чем особенных проблем…

Это очень интересная задача – «поиск монстров»… Звезды могут пугать – читайте себе название и «медитируйте», там много смыслов. И каждый проект, там зарегистрированный своими звуковыми треками, можно будет развернуть как своеобразный подарок тому, кто захочет разобраться в этой, несмотря на весёлую подачу, жёсткой теме. Она, быть может, даже человеконенавистническая (а что еще может предложить «темная психоделия»?). А что? – ведь человеку, в принципе и по идее, не только нужно научиться любить самого себя, но и ненавидеть.

В качестве примечания. «a home for soundmonsters» – уточнение деятельности данного подразделения лейбла Tukuringra http://tukuringra.wordpress.com/– можно рассматривать и как приглашение поразмышлять о «монстрообразности» звучания, которая имеет свои особенности, о чем, например, говорит один из участников проекта Mystified: «ExternalPulse’ isan ‘audiomonster’ inthatitisfullofatonalities…»

PPS: зацепившись за слово “монстр”… “Сон разума рождает чудовищ”. В современном искусстве “сон разума”, конечно, продолжается – да и кто может отчленить сон от не-сна, никто не может быть уверен, что уж вот точно, я-то не сплю!

Тем не менее, “разум” (или, по крайней мере, понятие разума, а скорей разумности и разумения) предпочтительнее для поколений информационного бума. Поэтому мы встречаемся на страницах интернета с целыми монструозными энциклопедиями вроде этой:

Grotesque Marvellous Monstrous http://easyweb.easynet.co.uk/~ian.mccormick/index.htm, созданной очень невинным звуковым художником по имени Iain Armstrong, работающим преимущественно в сфере электроакустики.

Или такой пример: A Monster Observatory (Cultural Teratology: The Monstrous and the Grotesque) http://grotesque-observatory.blogspot.co.uk/ , – от профессора искусства.

Людям зачем-то нужно переживание страшного, создаваемого искусственно. Начиная со сказок в детстве.

Как будто это как горькое и сладкое для неустоявшихся мозгов души

или специализация

мода

хуже, когда психическое . самое серьезное страшное, вот Бексински родил своего монстра, и его теперь лелеют тысячи юнцов… И сам плохо закончил свое существованье…

“PPS: «Malice In Wonderland”  явление постпсиходела ( перекодировка языка первичного психодела). 

Реклама

From → Страницы

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: