Перейти к содержимому

Восхищение

16 марта, 2013

Тут смысл один, понятный, а если по большому счету – то полный восторг, то есть вдохновенный, связанный с духом.

Я же говорю о текущем: о восхищении творчеством звуковых художников, для которых звук, скажем так, не совсем музыкальная категория (мелодия, ритм, тембр, гармония, тон…), но нечто большее, связанное с самой его сущностью. (Какова она?.. – пожалуйста, вот вам философско\культурологический трактат, в котором будут затронуты пещеры Альтаира и древние греки, Пифагор, масоны и немасоны, линейная и нелинейная физика, акустика, сам человек с его ушами, связками, вестибулярным аппаратом и сама по себе музыка в самых разнообразных ее явлениях и проявлениях, — «нельзя объять необъятное», да и не надо – тому, кто занят творчеством сегодня и сейчас.

Так вот, я говорю о своем периодическом столкновении с собственным восхищением теми или иными художниками звука, чья область интересов – звук в окружающем пространстве, даже если этот звук – собственное биение сердца или шум крови в аортах,  услышанные  и  зафиксированные стетоскопом\фонендоскопом.

Легче всего сказать: возьми, да хоть обычный диктофон, и пойди себе по миру, — думаю, часть музыкального народа так и делает в нынешнее время, это даже популярно: включать полевые записи в свою работу. Даже «академики» порой используют этот шанс звукового обогащения. Но я вот о другом – что, мол, «нутром чую» (и тогда – восхищение; оно бывает разнопроцентным)) – отношение. Отношение к звуку. Как в изобразительном искусстве. Что, вот, художник эту краску, эту линию, этот образ воспроизводит в особом режиме глубинного к ним интереса, резонирующего в ответ взаимностью, — прямо-таки эротический подтекст. Кстати, на этом строятся многие спекуляции, и «эротический подтекст» опошляется, низводится до уровня похотливой возни в месиве красок и форм (назови тут имя художника – и это будет оскорблением его творческого «я»: таковы условности называния и пределы максимализма.

Сюда же, в негатив, впишем скопом все производное так называемой «психоделической революции» и ее саму (ёй-ёй, я не права, ведь «наркотическая мУка» не обязательно сопровождается поеданием грибов и внедрением в организм чего похуже. Просто она лежала  в  основе «первой психоделии», но была (и есть) пропагандируема в +аспекте такими авторами, как Р.А.Уилсон, Берроуз, Кроули, Остин Осман Спэр, А.Грэй и проч. многими довольно авторами, которые для части творческих людей – авторитеты. Это отдельная и, подчеркнем, темная тема. Которая хочет называться «в порядке вещей», становясь обыденной для потребителя).

А ведь «эрос» вообще-то пишется с большой буквы. Как и «любовь». Он – в основании мироздания, и в его продолжении. Просто как всякое (и их ведь так немного) великое понятие имеет много уровней прочтения, и человек, постигающий, как известно, не все сразу, создал разнообразные системы символов, в которых невольно зашифровал свои прозрения. Один из символов – 6-конечная звезда, которую и так, и эдак вписывают себе в заслугу и те, и эти)). А между тем – это как раз символ творчества, бесконечная работа по созиданию. Бесконечная, но выраженная в фиксированном символе соединения человеческих устремлений с источником вдохновения, то есть в символе эротическом.

Эти спонтанные мысли получились в продолжение где-то ранее затронутой темы творчества и носят, конечно, отвлеченно «культурологический» характер. Но вызваны – конкретным именем, найденным в виртуальном пространстве: Takanobu Hoshino, звуковой художник из  Fukushima-city, Япония. Стилистика прослушанных мною композиций обозначена автором по-разному: Field Recording и Processed Field Recording, Processed sound, Noise Electronic, вплоть до Junk. В каждой из них ощущается художник tet-a-tet с предметом творческого осмысления, вне ориентира на «взирающую публику» и вместе с тем естественно и просто показывающего результаты текущего творческого процесса (на SoundCloud, а также на территории своего японского лейбла под минималистичным названием OtO , специализирующегося как раз на «Fieldrecordings, Processed fieldrecordings etc.»   http://www7b.biglobe.ne.jp/oto_top/oto/OtO-main.html ). Он сотрудничал с Roel Meelkop, о нем написал в «The Field Reporter»   Chris Whitehead  http://thefieldreporter.wordpress.com/2012/06/08/139/  –  которого поначалу приняла за другого Криса и невероятно возрадовалась, что   «художник пишет о художнике» и, дескать, это «особая песня»)),   по крайней мере, для меня как вечной ученицы).   Его особо приметил лейбл obs *: http://abser1.narod2.ru/releases/obs_034/ .

Вот так. И еще характерно: Takanobu Hoshino любит фильмы Тарковского.

From → Uncategorized

16 комментариев
  1. Интересно, какие же они разные, эти звуковые художники в своих отношениях со звуком… «Слышать собственное биение сердца и шум крови в аортах», оказывается, можно по-разному… Для кого-то это акт чистого творчества, а кто-то на этом делает карьеру (столкнулась с громким именем в мире звукового искусства, для которого что хип-хоп, что биение сердца — в одном ряду, хотя звучание первоклассное что там, что там, но такое бодряческое протекание по разным стилям и темам, просто бравурное шествие!
    Совсем иное — не менее (если не более) громкие имена, и раз уж речь об Японии, то вот:

    WRK – лейбл, организованный и управляемый Minoru Sato ( m/s ) (Минору Сато (м / с)) и Toshiya Tsunoda, в целях поддержки конкретных художественных работ членов этого сообщества. Их пятеро: м / с, Toshiya Tsunoda, Jio Shimizu, Hiroyuki Iida, Atsushi Tominaga. WRK придает значение концептуальному восприятию и рассмотрению звуковых явлений в пространстве-времени. «Исследуют малоизученные аспекты волновых явлений, электромагнитной интерференции и концептуальные вопросы, поднимаемые природой аудиопередачи».
    Это просто звуковые аксакалы!
    Страшно интересно было бы изучить деятельность каждого из них, паче — послушать и посмотреть (практикуют перформансы). То, что слушала и видела, — да, восхищает… Может быть, прежде всего абсолютно не западным, некокетливым и вдумчиво-умным подходом к самой природе звука. Впрочем, это я о том, что подобного рода экспериментаторство, видимо, просто интересно мне значительно более, чем своевольные музыкоподобные явления.

  2. WRK-сообщество имеет границы: 1994-2006.
    на сем надо закончить свои своевольные рассуждения о творчестве, о заполонившей поле деятельности «one-man»-ов эзотерике, а также умалить пыл почвеннических, культурологических и т.п. экскурсов, ибо на фоне максимумов бледнеет всё, живущее здесь и сейчас.

  3. «Kapotte Muziek by Toshiya Tsunoda» — вот так они встречаются в пространстве блога

  4. мыкаясь по лейблам, по отдельным именам, текстам etс., в поисках причин и следствий, вдруг натыкаешься на простое объяснение:
    «Tell me your impression of how the Internet has influenced an explosion in the development of international sound-art based projects in electronic music.»
    А также такое:
    «Традиционная музыка Индонезии, импрессионистские опыты европейских композиторов начала ХХ века, шумовые симфонии футуристов, алеаторика Джона Кейджа, репетитативные построения минималистов, — все эти, с виду разрозненные элементы, под чутким руководством Дэвида Тупа, сливаются в общую, но не сводимую к единому знаменателю, звуковую игру. Музыка повсюду. Многоголосый тропический лес после дождя, гудящий мегаполис в час пик, тихая веранда летним вечером. Место определяет атмосферу. Запахи, зрительные образы, звуки — у каждого пространства всегда была своя палитра, но только в ХХ веке появился художник, использующий это разнообразие для своих коллажей».
    Это должно меня «успокоить».

  5. получилось сумбурно, а ведь всего лишь хотелось выразить досаду по поводу собственного блуждания в определенный момент времени в среде т.наз. музыкальной, которая оказалась просто-напросто компьютерной субкультурой, в которой кому не лень, тот «пишет музыку»))) В недоумении от такого композиторства наткнулась вдобавок на пошлую культивацию «эроса и любви»,видимо, из ряда телевизионных поп-шоу в стиле легковесно-приподнятого экскурса во всевозможные культуры и религии. Мне часто КАЖЕТСЯ, что все люди приблизительно одинаковы — в своем уме, понимании, такте… И почему-то не устаю удивляться, что это АБСОЛЮТНО не так. Надо было назвать этот текст: «Возмущение», — п.ч. «восхищение» в нём натужно, измышлено, потому что ТАК ХОЧЕТСЯ, чтобы люди понимали истинную суть творчества. — Ну да, я ж максималист — и желаю видеть духовное, а не душевное и плотское, а еще хуже — псевдодуховное, которыми только и полон этот мир. Подавайте мне духовное… Моим запросам потакайте, господа творцы…))) — так расшифровываю собственные слова, и потому страшно радуюсь, когда встречаются люди, в которых нахожу потенциал творчества — вернее, конечно, говорить о произведениях, ими создаваемых.

    • Гржим Грумайло permalink

      да, и насчет «духовного»: полагаю,что его в сфере искусства нет и искать не стоит.

  6. Гржим Грумайло permalink

    Иллюзии. Максимализм — высшая планка. А люди живут как рыбы плавают, по принципу «хочу-не хочу», градации плана вами затрагиваемые — к творчеству не имеют отношения. так что вам надо пересмотреть свою позицию. Вобще им пофик ваше мнение, чего «болеть»?)))

    • «Им» — это абстракция) Но надо, видимо, абстрагироваться от того, что вызывает негативные реакции («болеть»))…

      • Гржим Грумайло permalink

        зачем ? лучше набираться критического опыта, чтоб сходу разбираться, что почем:)

    • ..но замечено невероятно точно — «болеть». Спасибо! Именно это — «движущий фактор» (на всё остальное — лень)))
      Например. «Заглядывание» не просто в судьбы, а в результаты…само по себе болезненно бывает. Хотя бы в творчество Gianluigi Gasparetti (+12 апр.2013)…

      • Гржим Грумайло permalink

        умер несвоевременно ? «несправедливых» смертей и всего остального достаточно много,за всех не переболеешь….

  7. Гржим Грумайло permalink

    пытаясь понять, что вам тревожит в таких размахах от восхищения до возмущения,понимаю,что собака зарыта в трагедии насчет всего человечества, однако оно действует по схемам легитимным и интимным, надо сменить ракурс взгляда 🙂
    насчет «похотливой возни» грубовато, хотякто знает,чем это самое творчество движется- по-всякому — где игра, где деньги, где душа, где этот самый эрос,но оно везде и всюду, тут вы правы, без понимания высших инстанций не обойтись, без корреляции с ними- да вы верно это и хотите сформулировать:)

    • Смерть как остановка. Это всегда страшно.

      • У него есть страшное (и одновременно прекрасное…) произведение, связанное с изучением культовых вещей, в частности, смерти… То, что пугает в увлечениях молодых и немолодых – музыкантов: оккультизм, эзотерика, — куда они ЛЕЗУТ, не понимая опасности прикосновения к ЧУЖИМ духовным практикам.
        Когда изучала творчество его (Gianluigi Gasparetti) – именно это пугало.
        Когда узнала о его смерти – первая мысль: «доигрался»…
        Хотя причины смертей, конечно, разные…

Trackbacks & Pingbacks

  1. EchoSonics \ ISEA2013 | altejle111
  2. EchoSonics \ ISEA2013 | altejle111

Ответить на altejle111 Отменить ответ