Skip to content

@c — «95 (ab Ovo)» + «Многие ли художники занимаются микрозвуками?»

Август 26, 2013

Сама по себе интересная рубрика «Microediciones», не говоря о fugadiscos с его девизом «4 out of 5 dentists recommend this WordPress.com site»:) Но вновь я сюда попала благодаря вот этому: http://www.galaverna.org/?page_id=1076   …Было не оторваться от прослушивания – это очень объемно и… немузыкально в общепринятом смысле этого слова, чрезвычайно интересно и… Видимо, каждому овощу – поистине свое место. И попав затем на лейбл Crónica, к деятельности которого причастны данные мастера (Miguel Carvalhais и Pedro Tudela)  http://www.cronicaelectronica.org/?p=cron … — целое царство безупречности. Сюда можно путешествовать, когда захочешь, не заказывая билетов и не мучаясь с визами. В этом конечно, присутствует подвох для потребителя – в сущности, интернет – огромный магазин\выставка: формируй обыватель, свои вкусы и предпочтения:) Я не хочу. Мне интереснее принцип, узнавание веяний времени… Психология во все времена у людей одна и та же. Но аппарат восприятия и передачи соответствует тому, что окружает. А окружает нас многое сегодня, правда?

***

Сюда же помещу свой текст : Многие ли художники занимаются микрозвуками? — о найденном на просторах интернета отечественном экспериментальном проекте Janorec http://janorec.wordpress.com/.

Многие ли художники занимаются микрозвуками? — Конечно, нет.

Эксперименты такого рода требуют, наверняка, особой сосредоточенности на природе звука, на его очищении от любого вида вмешательств обыденного музыкального слуха, требующего непременной эмоциональной оценки. Разве не такова, в общем-то, вся музыка? – музыка-как-переживание, как игра, публичное действо. Здесь же – предлагается слушать звук из его собственного пространства, поэтому, видимо, звучит приказом: «Слушать в режиме Flac», вне наушников, на хорошей аппаратуре.

Я говорю о проекте Janorec, а вернее, о 2-х его публикациях, связанных с quiet sound и micro sound, в первой из которых, впрочем, приказ противоположный: «Слушать только через наушники!».

Эта, первая, обозначена так: Jan0004 – Yanchik -Quiet sounds # 1, – и состоит из трех треков, вполне самодостаточных, но и составляющих, как сказано в комментарии на странице прослушивания в InternetАrchive, «звуковой рассказ». А я бы назвала свое отдельное эссе об этом произведении «Вслушиваясь в тишину», подразумевая тишину как условность нашего мира. Вслушиваясь в утробные трубные звуки, в голоса, доносящиеся из какого-то дальнего, внешнего пространства или находящиеся в глубине исследуемого, представляемого в форме какого-то рода подземелий, катакомб, пусть даже бытового свойства. В какой-то момент не заметив, что звук отключился по техническим причинам, а я, значит, напряженно вслушиваюсь в саму себя, закрытая от внешних шумов наушниками). Тут сыграла свою шутку «растворенная по альбому (можно, наверно, назвать так это виртуальное произведение?) тишина минимализма», нарушаемая concret-звучаниями – впрочем, приглушенными, поистине будто «сквозь вату», будто преодолевающими какую-то толщу, изоляцию, издалека. Эти слушательские предположения (“будто”, “словно”) оказываются верными, ведь речь идет о фактическом преодолении звуком конкретной материальной субстанции и по существу есть запись самого этого промежуточного процесса.

Публикация вторая: Jan0009 – Jan Ryhalsky – №1 – Quiet sounds aesthetics или «звуковые натюрморты», по определению самого автора. «Натюрморты» в том их значении, которое давно уже негласно закрепилось за этим словом в изобразительном искусстве не в буквальном переводе этого слова, но как момент фиксации, закладки в память определенного фрагмента реальности. В данном случае – звукового. Автор стремится быть максимальным в пользу натурального звука, что является, как можно понять, его принципом в подобного рода работах, обозначенных тегами «field recordings» и, в данном случае, «quiet sounds»; с такими устремлениями связан напрямую и собственно экспериментальный уклон его деятельности. Но если в 1-й публикации quiet sounds пространственно-звуковой образ строится наподобие «места-всегда-в-движении» (такой образ, например, Toshiya Tsunoda остроумно уподобил «спящему коту»), то 2-я публикация, очень интересная и разнообразная в звуковом отношении, – воспринимается едва ли не как колдование над звуками, словно художник вынуждает звучать взаимодействие разных по структуре веществ – воды в ее различных состояниях, фаянса (?), натянутых нитей, чугуна (?)… В каждое мгновение разные, эти звучания выкладываются автором их фиксации в мозаичную звуковую длительность; набор акустически естественных звуков преобразуется в звуковую картину с координатами пространства и времени, в которые уловлена сложная жизнь извлекаемых авторской волей из, в общем-то, «мусора бытия», звуков. И 1-е, и 2-е произведение, в сущности, – записи жизни звуков в различных материальных средах, испытание особенностей их взаимодействий с различными материальными структурами.

Темы, присутствующие на Janorec, начинаются с 0001  – не означает ли это future авторского проекта, своего рода планку? – Это было бы здорово, ведь многие проекты, едва родившись, “умирают”… Сталкиваясь с подобным на страницах интернета, – испытываешь “укол в сердце”, — человек непредсказуем и чаще всего непоследователен, непостоянен. Здесь же, по моем кратком исследовании, автор  стремится решать в своих единичных звуковых экспериментах (по крайней мере, в тех, что выложены) те задачи, на которых другие звуковые художники специализируются «пожизненно», при этом решается не только звуковая задача, но создается объемный образ, пульсирующий цепочками смыслов, заставляющих вновь возвращаться к той или иной теме. Взять хотя бы Jan0010 – Jan Ryhalsky – dolya mimasteriti, где помимо звука, посвященного «чуждым в человеческих квартирах существам», присутствуют изображения как визуальные акценты звукового содержания, а всё вместе рождает произведение, которое я назвала бы «Тест Роршаха»)). В игровом пространстве искусства мое воображение легко представляет себе осуществление таких произведений, как уже писала в посте про зиму, в виде некой «экспозиции» в некой звуко-визуальной галерее. В данном случае это была бы своеобразная «комната страха», комната испытания страхом. К тому же, как представляется, здесь присутствует момент психоакустический, недаром сказано, что есть «в первой части опасные для слуха частоты» (по мне так страшнее срединная часть)).

И тут до меня дошло: всё, о чем я говорю сейчас, это и есть эмбиент, олицетворение эмбиента, а вернее: творение эмбиента! При этом ранее поминаемый в восхищении field recording играет здесь ключевую роль, волей автора преобразуясь в то, что он захотел представить. А воля слушателя – это быть внутри, быть окруженным, выпасть на какое-то время из своей реальности в реальность новую, но сотканную из звуков общего мира, то есть из шума, обобщенно понимая его как звучание мира .

Про “испытание страхом”, забавно, ведь вспоминаются сразу разнообразные аттракционы страха…) А ныне вещество адреналин испытывается и иными стрессовыми способами. “Звуко-визуальная галерея” – это игра, “публичное действо”. Здесь же, в виртуальном альбоме, скорее, действительно “тест Роршаха”, к которому можно отнестись серьезно и погрузиться в это предложение наподобие психоаналитического сеанса, не выходя из дома, “сам себе терапевт”. Что тебе чудится здесь, в образах и звуках? – в авторской отсылке к “чуждым существам” ирония налицо, как представляется. Но скорее, не ирония, а своеобразное звуковое фэнтези, ведь многие звуки относятся к числу так называемых «найденных», сочиненных из подручных материалов. Эту тему хотелось бы развить… Когда-нибудь в следующий раз.

fugadiscos

Image

A principios de 2012, Pedro Tudela y Miguel Carvalhais componen la banda sonora de la obra de teatro «Ovo», una creación por el teatro de títeres de Porto. «95 (ab Ovo)» es la primera composición creada a partir de grabaciones de la banda sonora y los archivos de trabajo desarrollaron para ello.

In early 2012, Pedro Tudela and Miguel Carvalhais composed the soundtrack for the theater play «Ovo», a creation by the Puppet Theater of Porto. «95 (ab Ovo)» is the first recorded composition to be created from the original soundtrack’s recordings and the work files developed for it.

Link de descarga

View original post

Реклама

From → Uncategorized

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: